eco farming logo

Главное меню


Видеоматериалы

08.08.2024 1

Disp V

Polis V

Cifr V

GsSrvs

07.09.2023

Disp RA

Disp PP

Disp GS

"ТФОМС на страже здоровья жителей Ивановской области" Печать
"Профессионал", № 33 от 24.10.2008
Все мы периодически обращаемся за помощью в медицинские учреждения: проходим обследования, получаем рекомендации врачей. И часто не задумываемся, что здравоохранение — это не только медицинский персонал, оборудование, поликлиники и больницы, но и сложнейшая экономическая система со своими законами и правилами. Этот механизм нуждается в постоянном регулировании, а его финансовые потоки — в контроле. Аккумулированием финансов для развития этой отрасли в нашем регионе уже 15 лет занимается Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Ивановской области.
Принятый в 1991 году закон «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» при переходе страны к рыночным отношениям был как раз и направлен на сохранение за каждым гражданином права на получение бесплатных медицинских услуг. Напомним, что создание системы обязательного медицинского страхования в Российской Федерации происходило в условиях глобального реформирования политических и экономических институтов государства и совпало с периодом социально-экономического кризиса. Введение ОМС сразу позволило направить значительные целевые средства на финансирование медицинской помощи, что не только спасло многие медицинские учреждения от закрытия и разрушения, но и сохранило для каждого человека принципы социальной справедливости и равный доступ в получении медицинской помощи независимо от уровня доходов.
В тот период времени именно на Фонд обязательного медицинского страхования легли все задачи по организации нового дела. На страховом поле работало всего несколько небольших страховых компаний, а полисы обязательного медицинского страхования в очень сжатые сроки необходимо было выдать всем работающим гражданам. Причем специалисты фонда одновременно выполняли не только роль страховщиков, учились сами, но и обучали лечебные учреждения новым принципам и правилам работы - приему больных по полисам, формированию реестров пролеченных больных, и, наконец, получению, расходованию и составлению отчетности по использованию средств обязательного медицинского страхования. Несколько позже в систему медицинского страхования было включено и неработающее население.
С 1994 года шла активная наработка нормативных документов ТФОМС. Через документы администрации области получила развитие исполнительная дирекция ФОМС с последующим созданием филиалов; формировалась и складывалась модель функционирования системы ОМС в регионе. Система обязательного медицинского страхования в Ивановской области функционировала, несколько отличаясь от классической схемы. Страховые взносы с работающего населения собирались исполнительной дирекцией ТФОМС. Указанные средства расходовались фондом на расчеты с медицинскими учреждениями. При этом учитывались фактические показатели по лечению больных, как в стационарах, так и в поликлиниках с корректировкой на коэффициент сложности, который утверждался для ЛПУ.
В годы становления системы ОМС основной задачей фонда было внедрение новой концепции здравоохранения, а именно, переход от государственного финансирования к страховой медицине.
Несмотря на все трудности, ТФОМС не только прекрасно справился со своими обязанностями по организации принципиально новой системы, но и выступил в роли спасительного круга как для медиков, так и для населения региона. Эта система позволяла в сложных экономических условиях обеспечивать максимально возможный уровень медицинской помощи гражданам области за счет привлеченных средств, добиваться относительно стабильной выплаты заработной платы медикам, избежать, принимая во внимание кризисное положение на рынке труда в регионе, массового увольнения работников здравоохранения.
 
ТФОМСу 15 лет
15 лет ТФОМСу – много это или мало? Это уже достаточный срок работы в системе здравоохранения, чтобы оценить результаты.
Итак, на сегодняшний день в Ивановской области создана и стабильно работает система обязательного медицинского страхования. Это не только медицинские учреждения и территориальный фонд ОМС. Сюда вошли страховые медицинские организации со своей разветвленной сетью, правительство Ивановской области, как страхователь неработающего населения, а также работодатели – страхователи работающего населения.
Система ОМС сегодня – это подвижная, хорошо организованная структура. Жизнь не стоит на месте. И сотрудникам структуры необходимо быстро реагировать на изменения, происходящие как в обществе, так и внутри самой системы. С 2005 по 2007 год включительно территориальный фонд ОМС края занимался реализацией программы дополнительного лекарственного обеспечения. На ее реализацию в 2005 году было выделено 414,3 млн руб., в 2006 году – 838 млн руб., в 2007 году – 326 млн руб.
С 2006 года частью ТФОМС стал национальный проект «Здоровье».
Прежде всего, это дополнительные выплаты врачам участковым терапевтам, участковым педиатрам, врачам общей практики, семейным врачам и работающим с ними медсестрам. Это позволило укомплектовать участковую службу и направить на оплату труда этих работников дополнительно 112 млн руб. в 2006 году и 118 млн руб. в 2007 году.
Другое направление нацпроекта – это диспансеризация работников социальной сферы. Осмотрено в 2006 году 26,8 тысячи человек и выплачено в ЛПУ 13,4 млн руб., в 2007 году осмотрено 47368 человек и выплачено медицинским работникам 24,2 млн руб.
И наконец, диспансеризация детей-сирот. Осмотрено в 2007 году 1497 детей, направлено в ЛПУ 2,1 млн руб.
Реализация национального проекта «Здоровье» – это позитивное влияние на демографическую ситуацию, выявление заболеваний на ранних стадиях, улучшение обеспечения лечебно-профилактических учреждений медикаментами, оборудованием, санитарным транспортом, дополнительное финансирование, в том числе оплата труда медицинских работников, приток специалистов в участковую службу, повышение квалификации медицинских работников.
Что ждет систему ОМС в будущем? Уже ясно, что всех проблем решить не удалось.
Так, работники службы ОМС в регионе подчеркивают, что нельзя не учитывать того, что Закон о медицинском страховании граждан в РФ, принятый в 1991 году, несмотря на вносимые в него изменения, был написан в другом государстве (СССР). В ходе его реализации с течением времени все больше стали проявляться недостатки в действующем законодательстве и, как мы все помним, уже начиная с 2000-2001 гг. неоднократно предпринимались попытки редактирования и внесения в Госдуму нового Закона о медицинском страховании, но ряд моментов остается актуальными и по сей день. Требует корректировки и размер взносов в обязательное медицинское страхование и так называемая «безразмерность» программы ОМС и нереализованные надежды на расширение круга страхователей. И наконец, долгожданный переход на единую нумерацию полисов ОМС с возможностью в электронной карте вносить изменения в социальном статусе застрахованного.
Несмотря на глобальный прорыв в здравоохранении области благодаря дополнительному лекарственному обеспечению, медики подчеркивают, что останавливаться на достигнутом не стоит: помощь нужно совершенствовать и развивать в дальнейшем! К сожалению, до настоящего времени существовал ряд недоработок. Так, граждане, имеющие хронические заболевания, но не вошедшие в число льготных категорий граждан, лекарственную поддержку не получают. Требует совершенствования и персонифицированный учет лиц льготных категорий граждан, а также необходимы более четкие рекомендации Минздравсоцразвития о показателях и порядке выписывания лекарственных средств.
А это значит, что впереди еще долгая работа сотрудников ТФОМС совместно с управлением здравоохранения области, страховыми медицинскими организациями, медицинскими учреждениями, руководителями муниципалитетов. И основная цель такого сотрудничества – повышение качества медицинских услуг и их доступности для всех слоев населения области.
Подводя итоги 15-летней деятельности системы ОМС, можно утверждать, что сегодня ее дальнейшее развитие и совершенствование является важнейшей частью государственной социальной политики. Перед системой ОМС сегодня стоят непростые задачи. Они требуют большого напряжения сил, немалых затрат, высокой квалификации, компетентности, ответственности всех специалистов, работающих в этой системе.
 

 
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Ивановской области
153038, г. Иваново, пр-т. Строителей, 21
Телефон: (4932) 56-47-67
Телефоны "горячей линии":(4932) 56-52-58, 8-800-222-15-09 (круглосуточно)
Мы в социальных сетях images 1 ok social 1