Главное меню
"Право на здоровье" |
Рабочий Край, 18.03.2010г. Каждому человеку, безусловно, хочется быть здоровым. Этого блага мы желаем друг другу на всех праздниках. Но рано или поздно мы становимся пациентами поликлиник и больниц, а значит, начинаем напрямую зависеть от врачей и лекарств. Территориальный фонд обязательного медицинского страхования по Ивановской области, в числе своих функций отслеживает соблюдение прав застрахованных граждан. Какие услуги должны предоставляться бесплатно в лечебных учреждениях, а какие - платно, с чем связаны основные жалобы пациентов и о многом другом мы беседуем с заместителем исполнительного директора ТФОМС по Ивановской области, заслуженным врачом РФ, заведующим одной из кафедр ИвГМА Борисом Поляковым. - Борис Александрович, какие медицинские услуги должны предоставляться бесплатно? - Законодательство в области здравоохранения базируется на следующих федеральных документах: "Конституции", "Основах законодательства по охране здоровья граждан РФ", "Законе о медицинском страховании граждан РФ" и так далее. Важное значение имеет "Программа государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи", которая принимается ежегодно. Этот документ определяет объемы, виды, порядок, условия и финансовые нормативы оказания медицинской помощи. В "Программе..." прописан перечень жизненно важных и необходимых лекарственных средств, которые должны предоставляться населению.
Граждане не всегда знают, а в лечебно-профилактических учреждениях не всегда рассказывают, что положено людям бесплатно, а что можно получить за деньги. "Программа..." гарантирует населению бесплатную медицинскую помощь при всех основных видах заболеваний. Исключения составляют лекарства, которые выписываются по рецептам в поликлиниках, косметическая хирургия, ортопедическая и стоматологическая помощь.
- Поясните, пожалуйста, ведь, насколько известно, и эти виды услуг бывают бесплатными. - Тут есть определенные оговорки. Например, если косметическая хирургия необходима пациенту, получившему тяжелые, уродующие его внешность ожоги, то она должна предоставляться на бесплатной основе. Совсем другое дело, когда гражданин хочет исправить форму носа, ушей или других органов. Понятно, что у граждан возникают желания, не связанные с показаниями врача. Например, человек хочет "просветить" на компьютерном томографе позвоночник или другой орган. Если это не медицинская потребность, а гражданину просто хочется опробовать новую методику обследования, то он платит деньги.
Каждый субъект федерации должен принимать свою "Программу государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи", в которой прописаны все ее нюансы. Однако наш региональный документ практически ежегодно принимается с дефицитом финансирования. В прошлом и нынешнем году он составлял 38 процентов. Из бюджетов различных уровней надо платить зарплату медикам, содержать больницы и поликлиники, обучать персонал (иначе учреждения лишатся лицензий), а также расходовать средства на прочие неотложные нужды. А пациенты в результате дефицита что-то недополучают.
Но объем финансирования здравоохранения, даже учитывая дефицит средств, все равно достаточно серьезный. И граждане должны добиваться соблюдения своих прав.
- Где жители Ивановской области могут получить информацию о том, какая медицинская помощь им положена бесплатно, и куда пожаловаться в случае, если права пациентов нарушаются? - На сайте ТФОМС по Ивановской области дана основная информация о системе обязательного медицинского страхования, страховых организациях, финансовых вопросах. Здесь граждане найдут основные нормативные документы, новости по теме, сведения по мониторингу ситуации с лекарственным обеспечением. Адрес Интернет-ресурса: tfoms.ivanovo.ru. В ТФОМСе по Ивановской области вопросами организации обязательного медицинского страхования и защиты прав пациентов занимаются отдел организации ОМС- телефон 56-19-97 и отдел контроля технологий и стандартов медицинской помощи - телефон 56-64-94.
- Увеличивается ли количество обращений, которые к вам поступают? - В минувшем году число обращений застрахованных граждан в территориальный фонд и страховые компании по сравнению с позапрошлым годом увеличилось в два раза и составило 15324. Это произошло за счет изменения системы обращений: теперь учитываются и те, которые связаны с заменой полисов и получением консультации. Именно они составляют 99,4 % всех обращений. - А если говорить о жалобах, то чем чаще всего недовольны люди? - В прошлом году нам поступило 96 жалоб. На первом месте стоят обращения по поводу отказов в медицинской помощи по программе ОМС, таких случаев - 27 процентов. Отметим, что в 2008 году их было 15 %. Второе место занимают жалобы на организацию работы лечебно-профилактических учреждений - 19 процентов (в позапрошлом году - 32%). В частности, связаны они с режимом функционирования ЛПУ. На третьем месте - обращения по поводу незаконного взимания денежных средств ( 16 процентов) и неудовлетворительного качества медицинской помощи ( также16 процентов ). Поступали жалобы, касающиеся дополнительного лекарственного обеспечения - 9 % (в 2008 году их число было меньше и составляло 6 процентов). Обращения по поводу обеспечения полисами обязательного медицинского страхования отсутствовали. - Каков результат обращений? - Мы стараемся, чтобы все жалобы граждан, которые поступили в страховые организации и в территориальный фонд, были рассмотрены на досудебном уровне. Но в каждом конкретном случае бывает по-разному. Нам поступила жалоба жителя Ивановской области, который лечился в Ярославле. Ему пришлось заплатить деньги за те услуги, которые должны предоставляться бесплатно. Мы обратились в Ярославский ТФОМС, в итоге пациенту вернули потраченные деньги.
Был случай, когда в одной из ивановских больниц ребенка лечили дорогим антибиотиком четвертого поколения. Мы разъяснили родственникам пациента, что деньги лечебное учреждение должно вернуть. Затем мы побеседовали с руководством больницы, но понимания с его стороны не встретили. Тогда мы порекомендовали женщине обратиться в суд. И вот уже там было принято решение, что больница вернет деньги. Иногда мы вынуждены говорить гражданам, что возвратить их средства не получится. Часто бывает так: человек приходит к нам на прием и рассказывает, сколько ему пришлось отдать за лекарства в лечебном учреждении. А когда спрашиваешь, где же чеки, то выясняется, что их нет. Или бывает другая ситуация. Гражданину в лечебном учреждении предлагают приобрести более эффективные медикаменты за свой счет, чем те, которые есть в больнице, чтобы он быстрей вылечился. Это не запрещено законом. В любом случае, пациент может выбирать, соглашаться ли ему на это предложение, или отказываться.
Ко мне обращался мужчина, которому в одной из больниц были назначены внутривенные инъекции 10-процентного хлористого кальция в вену. Медики сделали инъекцию мимо вены. Наступил некроз кожи, неврит локтевого нерва, человек стал инвалидом третьей группы. В результате мужчина остался без работы, ему пришлось обращаться в суд. В таких случаях мы помогаем с разъяснениями, как добиться соблюдения его прав.
- Вы сказали, что часть обращений связана с ненадлежащим качеством медицинской помощи. Но это понятие настолько размытое, что наверняка требуется помощь экспертов? - Вопрос качества рассматривается нашими внештатными экспертами. В основном среди них - заведующие кафедрами Ивановской государственной медицинской академии, представители департамента здравоохранения, ведущие сотрудники медучреждений. Регистр наших экспертов в области включает около ста человек (в особых случаях мы привлекаем экспертов из других регионов). Нужно оговориться, что в нашу компетенцию не входит экспертиза как часть судебной процедуры. Мы оцениваем только качество медицинской помощи с точки зрения определения морального и материального вреда. Это что касается вневедомственной экспертизы. А есть еще ведомственная, на уровне самих медучреждений и областного департамента здравоохранения. Кроме этого, существуют штрафные санкции, которые призваны контролировать качество в системе обязательного медицинского страхования. Порядок штрафов прописан в одном из нормативных документов. Эксперт страховой медицинской организации может выборочно проверить истории болезни пациентов по длительности лечения, по его результатам в той или ной поликлинике или больнице. По результатам экспертизы могут приниматься штрафные санкции. - А бывают ли случаи, когда пациенты обращаются к вам с неоправданными жалобами? Ведь порой в неблагоприятном исходе болезни виноват не врач, а сам больной, не выполнявший предписания медиков. - Таких случаев сколько угодно, к нам разные люди приходят. Бывают обращения, когда пациенты неправы, обращения не по существу. Вообще не скажу, что нас завалили жалобами, скорей, наоборот. Есть одна тонкость: доказывать свои права, когда ты находишься в зависимом положении, не так-то просто. Больной человек - не самый главный боец на нашем правовом поле. По большому счету наши люди пока не готовы отстаивать свои права, как пациенты. Но делать это все равно надо. |